О налогах


Интересная ситуация с налогами возникает, когда частный инвестор заработав за год прибыль, затем покупает акции, эти акции падают в цене, инвестор не продает их и по итогам года платит значительно больший налог, чем он рассчитывал. Давайте рассмотрим этот случай подробнее и выясним, как в этой ситуации снизить сумму налога.

Предположим, частный инвестор купил акции на всю сумму на счете - 100 тыс. руб. Через какое-то время акции выросли в цене, и инвестор продал их за 150 тыс. руб. Его доход составил 50 тыс. руб., т.е. на счете - уже 150 тыс. руб. Спустя несколько дней он решил снова купить акции на все деньги. Спустя какое-то время акции упали в цене, и инвестор принял решение не продавать пока акции. Наступил конец года, инвестор не продал акции и встретил новый год с портфелем, который он приобретал в прошлом году за 150 тыс. руб. Инвестор мог продать портфель в последний день уходящего года за 120 тыс. руб., и тогда его убыток по последней сделке составил бы 30 тыс. руб. Так как у него до этого был доход, то по итогам года он получил бы доход 20 тыс. Но инвестор решил оставить акции и не продавать их. С какой суммы в этом случае инвестор будет платить 13% по доходам от операций с ценными бумагами за прошедший год?

С суммы 50 тыс. руб. Почему? Потому что именно этот доход образовался от продажи ценных бумаг, в то время как убыток не был реализован, так как не было продажи акций, купленных в последний раз. В наступающем году инвестор может продать эти акции, и ему зачтут прошлогодние цены покупки этих акций. Если цена продажи будет ниже, чем цена покупки, то образовавшийся убыток уменьшит налогооблагаемую базу по другим прибыльным сделкам, если таковые будут, но уже в новом году. Очевидно, что частный инвестор не может быть уверен в том, получит ли он доход в будущем году, который и будет уменьшен на сумму его убытка. А поэтому предпочел бы снизить свой налогооблагаемый доход в уходящем году. Как это сделать?

Решение очень простое. Продать свой портфель, а потом купить его снова. В этом случае инвестор, как и хотел, остается «в акциях», с одной стороны, а с другой - платит 13% не с 50 тыс. руб. (как было до этого), а с 20 тыс. руб. При этом от такой операции у него появятся расходы в размере комиссионных брокеру и бирже, а также разницы между ценами мгновенной продажи и покупки, если они будут отличаться.

Таким образом, если вы предпочитаете иметь синицу в руках, а не журавля в небе, вам следует в конце года продать свой портфель и тут же откупить его снова. В этом случае, оставаясь в рамках закона, вы оптимизируете свои налоговые выплаты за уходящий год.


По налогоплательщикам тюрьма плачет 

Законопроект "Единой России" о либерализации подхода государства к уголовному наказанию за уклонение от уплаты налогов при подготовке ко второму чтению столкнулся с сопротивлением МВД и Генпрокуратуры. Хотя вчера налоговый подкомитет Госдумы одобрил законопроект во втором чтении, сохранив его концепцию, депутаты не исключают внесения в ближайшие дни поправок от имени правительства с пролоббированными силовиками нормами, перечеркивающими обещанные налогоплательщикам послабления.

Законопроект о так называемой декриминализации сферы уплаты налогов был подготовлен группой влиятельных единороссов во главе со спикером Госдумы Борисом Грызловым и принят в первом чтении в октябре 2009 года. Проект вносит правку в Налоговый, Уголовный (УК) и Уголовно-процессуальный кодексы (УПК) и содержит три принципиальных новшества. Прежде всего, в пять раз увеличиваются суммы, "утаивание" которых от бюджета подпадает под уголовное преследование. Второе — лица, впервые совершившие налоговые преступления, освобождаются от уголовной ответственности, если до окончания следствия по делу заплатили недоимку, пени и штрафы. Этот механизм похож на отмененную в 2003 году практику "деятельного раскаяния" по налоговым преступлениям — но уже без необходимости признания вины и без усмотрения следователя, который сам определял степень "раскаяния" подследственного для закрытия дела.

Третья новация — ограничение возможностей МВД по возбуждению уголовных дел за уклонение от уплаты налогов. Сейчас основная часть таких дел возбуждается милицией самостоятельно, без материалов налоговой службы. По словам предпринимателей, часто дела заводятся лишь для получения "отступного" от предпринимателей. Законопроект лишает милиционеров этого вида заработка — по всем таким возбужденным делам органы МВД будут обязаны направлять материалы налоговикам. Налоговые органы, проведя проверку, определят сумму недоимки и выставят пени и штрафы. Зная сумму претензий, подследственный получает возможность погасить их, что автоматически закроет его уголовное дело.

Новации не устроили силовиков. Как стало известно "Ъ", МВД направило заместителю министра финансов Сергею Шаталову письмо, в котором настаивает на сохранении действующего порядка ведения дел. Одновременно Генпрокуратура известила главу государственно-правового управления президента Ларису Брычеву, что считает увеличение сумм налогов, с которых начинается уголовное преследование за их неуплату, "чрезмерно либеральным" шагом. В этой связи Минфин, определенный правительством в качестве ответственного за прохождение законопроекта и подготовку поправок к нему, испытывает сейчас сильное давление со стороны правоохранителей. В последние недели на сайте ведомства были опубликованы два противоречащих друг другу варианта проекта поправок правительства. Вчера в ведомстве "Ъ" не смогли сообщить, будут ли в итоге вообще вноситься в Госдуму правительственные поправки ко второму чтению проекта. Формально срок внесения истек вчера, однако, как показывает практика, от правительства Госдума без проблем принимает и "опоздавшие" документы.

Не дожидаясь окончания этой борьбы внутри правительства, исход которой, по словам депутатов, будет зависеть от решения первых лиц государства, вчера налоговый подкомитет Госдумы рекомендовал принять законопроект во втором чтении. При этом были одобрены полтора десятка уточняющих поправок. Как пояснил "Ъ" соавтор проекта зампред бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров, поправки подготовлены группой из 30 депутатов от "Единой России" и не меняют концепции документа. Поправки еще увеличивают суммы налогов, неуплата которых преследуется в уголовном порядке,— не в пять, а в шесть раз в сравнении с действующей нормой.

Кроме того, единороссы увеличили число "раздражителей" для МВД — поддержана поправка в УПК, исключающая заключение под стражу в качестве меры пресечения в отношении подозреваемых или обвиняемых в налоговых преступлениях. Существование этой нормы не позволило бы поместить в СИЗО недавно скончавшегося там Сергея Магнитского, обвинявшегося в содействии уклонению от уплаты налогов, отмечает Андрей Макаров. Также одобрена поправка, меняющая подследственность статей УК об уклонении: их предложено передать от МВД следственному комитету при прокуратуре РФ. "Сейчас оперативная работа и следствие находятся в одних руках — у МВД, что неправильно. Предложено эти функции разделить",— пояснил депутат.

Согласится ли с этими поправками Госдума и удастся ли силовым ведомствам заблокировать их принятие, станет ясно уже на этой неделе. "Ъ" следит за развитием событий.